В Послании Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева озвучена концепция «слышащего государства». Это абсолютно новый формат взаимодействия власти и общества. «Мое намерение – создать государство, которое слушает и, что ещё более важно, слышит голоса своих граждан», – заявил Токаев.

Новая концепция

Можно сказать, что message о «слышащем государстве» в казахстанском обществе ждали давно. Слишком заметным стал разрыв между властью и обществом, когда представители государственных институтов не знают о проблемах рядовых граждан, когда актуальные инициативы власти попросту не доходят до населения из-за отсутствия грамотно выстроенных коммуникаций. Поэтому концепция «слышащего государства», которое должно оперативно и конструктивно реагировать на все запросы своих граждан, озвученная Касым-Жомартом Токаевым, – это и есть формула развития эффективной государственности. 

Почему это важно? Дело в том, что проблемы в функционировании государственного аппарата во многом обусловлены именно отсутствием обратной связи между гражданами и чиновниками на местах. Раньше эту проблему мотивировали слабым развитием PR-служб, в задачу которых как раз и входит формирование и обеспечение эффективных коммуникаций. Однако сегодня наличия армии «пиарщиков» уже недостаточно. Каждый государственный орган должен взаимодействовать с населением и максимально быстро помогать в том или ином вопросе. «Каждый чиновник должен помнить: мы часть народа, работаем для народа и среди народа! Слышащее государство – это отсутствие бюрократии в ее худшем проявлении и прозрачность всех процедур на основе цифровизации», – отметил Касым-Жомарт Токаев. Судя по тексту Послания, Президент осведомлен о наиболее важных, социально значимых проблемах, существующих в стране, и предлагает конкретный план по их решению. Это развитие современного эффективного государства, обеспечение прав и безопасности граждан, развитие инклюзивной экономики, решение актуальных социальных проблем, активизация развития регионов Казахстана, улучшение качества судебной системы, ужесточение наказаний за преступления против личности. Главным катализатором дальнейшего развития Казахстана должно стать гражданское общество, которое в стране уже формируется и движется вперед. В Послании Президента объявлен новый этап социальной модернизации, позволяющий на практике реализовать механизм гражданского соучастия в решении ключевых вопросов. 

Слышать и понимать

Нельзя жить в обществе и быть от него независимым. При этом умение «общаться» («коммуницировать» – от лат. communico: общаюсь, делаю общим) с людьми может существенно помогать или вредить деятельности соответствующих лиц, партий, государственных органов, неправительственных организаций и т. д. Умение общаться очень актуально в нашем мультикультурном и информационном обществе. Причем это особенно важно не только для «публичных лиц», но, прежде всего, для тех, кто по роду своей деятельности постоянно взаимодействует с людьми, – для государственных служащих. 

Как показывает мировой опыт, в начале ХХ века ученые, аналитики, политики и представители СМИ Запада начали исследовать теорию и опыт отношений государственной власти и общества. Наиболее актуальные проблемы в данной области звучали в залах парламентов и аудиториях высших учебных заведений. Глобальные преобразования на рубеже тысячелетий внесли кардинальные изменения в сферы политики, экономики, в социальные и культурные области, а затем началось последовательное развитие от «материальных ценностей» к «постматериальным ценностям». Развитие гражданского общества – это общемировая тенденция. И роль каждой страны в этом вопросе актуальна, несмотря на геополитические отличия. Гражданское общество – это наивысшая форма общности людей, когда свободные личности обладают широкими политическими, социально-экономическими и культурными правами и активно участвуют в управлении государством. Английский философ Томас Гоббс сказал: «Гражданское общество – это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества». Развитое гражданское общество является партнером государства; оно мотивирует его на оперативное решение возникающих проблем, широкий диапазон мнений и принятие наиболее эффективных и полезных для людей решений. 

Для того чтобы выстроить диалог с гражданским обществом, необходимо участие власти, госорганов, чиновников на местах, средств массовой информации. Это и проблема открытости власти, и вопросы государственной информационной политики. Известно, что средства массовой информации являются самым мощным орудием в реализации политической власти. Поэтому пресс-службам государственных органов, министерств и ведомств нужно активно работать со СМИ, не создавать бюрократические препятствия для ответов на запросы журналистов; приглашать корреспондентов на рабочие совещания, публиковать интервью и ответы на вопросы граждан в печатных и электронных СМИ, интернет-изданиях, социальных сетях. Хорошая пресс-служба – это значительная часть успешной работы государственной власти. 

«Слышащее государство» – это открытое и прозрачное государство. Глава государства поручил чиновникам налаживать коммуникационные каналы с населением и бизнесом через организацию постоянных диалоговых площадок и активную работу в социальных сетях. Теперь в социальных сетях появились аккаунты практически всех руководителей государственных и правоохранительных органов. Также по поручению Касым-Жомарта Токаева открыт отдел по контролю рассмотрения обращений Администрации Президента и виртуальная приемная Президента. В этот отдел поступило 15 669 обращений, из них 4025 – через виртуальную приемную. На все поступившие обращения были даны своевременные и соответствующие ответы», – сообщил пресс-секретарь Президента Берик Уали на брифинге в «Акорде». Это свидетельствует о том, что Президент уделяет большое внимание фидбэкам. Сам Касым-Жомарт Токаев имеет аккаунты в Twitter и Instagram. 

Кто открыт для общения?

Информационный портал www.zakon.kz провел исследование на тему «Какой из государственных органов на сегодняшний день соответствует концепции «слышащего государства»? Выяснилось, что лидирует по степени открытости и прозрачности Агентство по противодействию коррупции. За 2019 год через Единую систему электронного документооборота госорганов в Агентство поступило 7664 обращения от граждан. А на блог председателя агентства Алика Шпекбаева написали 473 обращения. Не найдя справедливости у профильных чиновников, казахстанцы обращаются в антикоррупционное ведомство, зная, что там вопрос реально возьмут на контроль. Все руководители департаментов Агентства в регионах, заместители председателя зарегистрированы в социальных сетях и реагируют на жалобы и обращения граждан. Пример подал сам Алик Шпекбаев, первым зарегистрировавшись в Facebook и Instagram в 2018 году. Во всех областных центрах страны открыты сервисные центры Антикоррупционной службы. 

Действительно, в цифровую эпоху самым реальным способом коммуникаций (после личных встреч, конечно!) являются социальные сети. Однако далеко не все руководители ведущих министерств используют эту площадку для взаимодействия с гражданами. Например, имеют аккаунты, но не активны в соцсетях министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов, министр национальной экономики Руслан Даленов. А ведь к руководителям этих ведомств у населения накопилось очень много вопросов. Одним из самых медийных министров Казахстана признан министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев. Активно общается с гражданами в Facebook, Twitter, Instagram и реагирует на критику министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Магзум Мирзагалиев – министр экологии, геологии и природных ресурсов в Twitter оперативно откликается на жалобы казахстанцев. Министр юстиции Марат Бекетаев и министр здравоохранения Елжан Биртанов также активны в Facebook и Instagram. Остальные руководители профильных министерств, мягко говоря, избегают социальных сетей. Как можно привлечь их к диалогу с обществом? 

Первые попытки налаживания связи с обществом со стороны властных структур сделаны. Действуют общественные советы, создан Национальный совет общественного доверия. Но этого пока недостаточно. Нужно, чтобы работа госоргана не зависела от руководителя, который либо открыт для общения, либо избегает контактов. Эффективная формула государственности – это когда все министерства и акиматы, государственные организации желают искренне «слышать» и «слушать» граждан, когда вся государственная система ориентирована на интересы общества. Сейчас власти и обществу важно четко взаимодействовать, системно развиваться, чтобы соответствовать вызовам глобального мира. Давайте работать вместе! 

Жанна ҚҰДАЙБЕРГЕНОВА